Охрана авторских прав, договорные обязательства

Охрана авторских прав, договорные обязательства

Авторское право регулирует отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Говоря о современном авторско-правовом режиме, необходимо четко понимать, что авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства:

-во-первых, являющиеся результатом творческой деятельности. На практике критерий творчества сводится к установлению факта самостоятельного создания результата интеллектуальной деятельности. Иначе говоря, творческой, по общему правилу признается любая умственная деятельность, и результат этой деятельности охраняется авторским правом, если не доказано, что он является следствием прямого копирования, «пиратства», плагиата, либо он вообще по закону не может являться объектом авторского права. Авторское право охраняет любые творчески самостоятельные произведения независимо от их назначения и достоинства. Истории известны многочисленные примеры неприятия, резкой критики современниками некоторых достижений науки, литературы и искусства, даже гонений на их авторов, с последующим безудержным восхвалением. Показателем творческого характера произведения, по мнению большинства ученых, является его новизна.

Новизна в данном случае рассматривается как синоним оригинальности произведения. Она может выражаться в новом содержании, новой форме произведения, новой идее, новой научной концепции и т. п.

-во-вторых, существующие в какой-либо объективной форме.

Законом установлены следующие формы:

  • письменная (например, рукопись, машинопись, нотная запись);
  • устная (например, публичное произнесение, исполнение, речи, в том числе судебные, доклады, лекции, проповеди);
  • звуко или видеозапись (например, механическая, магнитная, цифровая, оптическая);
  • объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т. п.).

В связи с объективной формой произведения следует подчеркнуть, что, как правило, эта форма выражается с помощью различных телесных, материальных носителей (бумаги, холста, камня, дискеты и т. п.). При этом на материальные носители может существовать и обычно существует чье-то право собственности или иное вещное право. Однако это не приводит к превращению систем научных понятий, литературных или художественных образов (т. е. идеальных результатов интеллектуальной деятельности) в материальные объекты. Для признания произведения, выраженного в объективной форме, объектом авторского права не имеет значения также способ его выражения. Например, Высоцкий писал черновики отдельных своих песен во время съемок кино фильмов на монтажных карточках. Для авторского права эти способы объективирования творческих произведений также не играют никакой роли. Если кто-либо попытается опубликовать эти стихи под своим именем и плагиат будет доказан, будут охраняться авторские права поэта, создателя стихов, а действия плагиатора пресечены. Юридически безразличным является и такой аспект произведения, как его обнародование.

Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, если они существуют в какой-либо объективной форме. Иными словами, авторское право в равной мере охраняет как рукопись романа, лежащую в ящике стола писателя, так и опубликованный, т. е. выпущенный в свет, роман. Формами обнародования произведения служат: опубликование, публичный показ, публичное исполнение, передача в эфир и т. п. Произведение считается обнародованным с момента, когда оно стало потенциально доступным для сведения неопределенного круга лиц, независимо от числа лиц, реально воспринимавших это произведение.

Авторское право на произведение возникает у его создателя в силу самого факта создания. В этом заключается одно из главных достоинств авторского права по сравнению с патентным правом на изобретения и другие объекты промышленной собственности. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах может (но не обязан) использовать знак охраны авторского права, помещаемый на каждом экземпляре произведения и состоящий из трех элементов:

  • латинской буквы «С» в окружности: (c);
  • имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;
  • года первого опубликования произведения.

Буква «С» является начальной буквой английского слова «copyright» («авторское право»). Помещение знака охраны авторского права на экземплярах опубликованных произведений призвано на практике обеспечить выявление случаев несанкционированного (незаконного) использования авторских прав на данные произведения. С помощью знака охраны службы, бюро и общества (таможенные, авторско-правовые и т. п.), в чьи задачи входит выявление нарушений авторских прав, могут более эффективно бороться с недозволенным использованием охраняемых законом произведений. Например, таможенные органы, имея перечни опубликованных в стране произведений, следят за наличием на экземплярах импортируемой печатной продукции знака охраны. Отсутствие знака охраны, равно как и его незаконное помещение могут повлечь запрет на ввоз, арест продукции и другие санкции, налагаемые, как правило, судом.

Существует презумпция авторства: при отсутствии доказательств иного, автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре (копии) произведения. Данная презумпция распространяется и на случаи создания произведения несколькими авторами, т. е. соавторами.

Поможем решить вопросы, связанные с авторскими правами, их использованием, созданием и сохранением.